?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Заголовок

Вступление

      На расстоянии всего 120 километров юго-восточнее Москвы находится далеко не самый известный участок Павелецкого хода Ожерелье – Узуново. Короткие платформы на два вагона, не самая высокая интенсивность грузового и пассажирского движения. Однако, именно этот участок, во время повальной электрификации переменным током и переведения на него уже существующих линий в 1989 (по другим источникам в 1986) году создал обратный прецедент – 39 километров были переведены на постоянный ток, построены вторые пути, а станция стыкования родов тока была перемещена ответственно из Ожерелья в Узуново. А поводом тому послужило открытие другой линии – 69 километровой Рыбное – Узуново. Еще лет 20 назад на бескрайних полях тех мест не было и намека на ветку, и в центральной России это чуть ли не последняя построенная линия перед тем, как все стали повально разбирать.  Наиболее реальной причиной строительства этой ветки на данные момент называется попытка разгрузить участок Рыбное – Воскресенск: грузовых поездов в Москву ходит мало - в столице день ото дня сокращается количество промышленных предприятий поэтому поезда, идущие в сторону Москвы, обходят столицу по БМО (со стороны Рыбного поворот на БМО - в Воскресенске), участок Воскресенск - Москва менее загружен, чем Рыбное - Воскресенск, а ветка Рыбное - Узуново позволяла грузовым выходить на БМО минуя участок Рыбное – Воскресенск; а также для передачи части пассажирского трафика Казанского вокзала на Павелецкий на период реконструкции. По другой версии эта линия является первым участком южного полукольца: Владимир - Рязань - Рыбное - Узуново - Мордвес - Ясногорск - Алексин.  Документальных подтверждений ни той, ни другой версии автору, к сожалению, найти не удалось, однако вариант с разгрузкой рязанского радиуса кажется более правдоподобным.    
      Начали строить линию Узуново – Рыбное в 1978 году силами Военно-железнодорожных бригад. Изначально она была спроектирована и начала строится как 2-х путная железная дорога с электрификацией постоянным током 3,5 кВ. Однако во время строительства было принято решение сделать её однопутной с 2-х путными вставками и с 1-го февраля 1989 г. было открыто движение по этой линии. Когда ветка сдавалась в эксплуатацию, протяжённость двухпутных участков примерно равнялась протяжённости однопутных. В те времена по этой линии ходили поезда Москва-Воронеж, и один пассажирский поезд Москва-Волгоград, которые раньше ходили с Казанского вокзала (теперь поезда Москва-Воронеж идут через Павелец, а тот поезд Москва-Волгоград отменен), а один год по выходным ходила электричка Москва – Рязань, отправлявшаяся с Павелецкого вокзала.
      Но планы по разгрузке Рязанского хода не оправдались, а построенная линия Рыбное - Узуново экономии перепробега вагонопотоков на основном направлении Рязань - Бекасово не давала. Оказалась неудачной и попытка загрузить ее пассажирскими поездами, отправлявшимися от Москвы-Павелецкой-пассажирской на Юго-Восточную дорогу и далее. Это тоже оборачивалось дополнительным перепробегом поездов, вдобавок через год-два после её открытия настал период, более известный в современной истории как «лихие девяностые».  По главному ходу (Рыбное - Воскресенск) проходило по три грузовых за шесть часов и большая часть двухпутных вставок на участке Рыбное – Узуново (как впрочем, и на многих линиях того времени) была демонтирована. Несколько лет назад (точные сроки не известны) вставки восстановили с использованием стрелочных переводов с крестовинами 1/18.
      На данный момент Узуново – Рыбное – однопутная линия с двухпутными разъездами (разъезд 12 км, разъезд 24 км, разъезд 28 км, разъезд Козловка), длина которых 1,5 – 2 км (за исключением практически семикилометрового разъезда 28 км) и целой одной, трёхпутной, станцией Макеево, где есть даже домик дежурной. Практически на всём протяжении однопутной части линии (за исключением маленького участка близ станции Узуново) есть отвод для второго пути, а также все искусственные сооружения рассчитаны на прокладку вторых пар рельсов. Линия обслуживается электричками ТЧ-7 «Раменское» коих 3 пары в сутки (две идут из Рязани-1, одна из Рязани-2). По ветке курсирует круглогодичный поезд №107 Самара – Санкт-Петербург, а летом, дабы всё-же разгрузить станцию Николаевка доп. поезда, такие как Астрахань – Мурманск и Адлер – Мурманск. Грузовой трафик участка Рыбное - Узуново невелик, и колеблется от шести составов до одного примерно за пять-шесть часов, в основном с электровозами ВЛ10К депо Рыбное, однако, иногда можно встретить и «наливняки» с 2ТЭ116 компании БалтТрансСервис.  Но во время окон на участке Рыбное - Воскресенск узуновская ветка перегружена. Правда такие перевозки приносят убытки: то ли однопутность (хоть и с двухпутными вставками) влияет, то ли очень сложный продольный профиль пути тому причиной.
      Возможно, в недалёком (а может и далёком) будущем эта линия станет полноценной двухпуткой, с неплохим грузовым и пассажирским трафиком и хорошим сообщением с Москвой, а быть может, и частью Третьего Кольца, ещё более величественного, чем БМО, «Жаль только - жить в эту пору прекрасную, Уж не придется - ни мне, ни тебе».


Поездка первая. 15 ноября 2008 года.

      Узнав про эту линию, захотелось посмотреть, что же всё-таки она собой представляет, однако, на ведущих ресурсах страны – сайтах Parovoz.com и фотоэнциклопедии Железнодорожного транспорта поиск выдавал 3-4 фотографии. Не маловато ли для почти 70 километровой линии? Поиски в Интернете тоже особых результатов не дали, хотя jarvi_railfan достаточно подробно описал, как ехал по этой линии зимой, однако, немотря на подробный рассказ фотографиями отчёт не изобиловал. Собственно, отсутствие фотоматериала, а как следствие, и представление об этой линии и побудило меня её посетить. Была составлена «волна», я долго собирался и вот наконец, 15 ноября 2008 года я и два моих попутчика – Илюха и Саня сидели в секции на Узуново, а уже примерно через 3 часа пересаживались на 6-ти вагонку на Рязань. Ехать было решено до о.п. 18 км. Сейчас уже и не вспомню, чем было обусловлено такое решение, но забегая вперёд скажу – мы не прогадали. В 11 с копейками скрипнув вагонами секция покинула станция Узуново и свернув налево неспешно покатила по однопутке.
      Мимо мелькали леса и поля, дороги, столбы электрификации, периодически второй путь, а спустя где-то полчаса наш «десант» уже фотографировал секцию, отходящую от о.п. 18 км:
ЭР2-1180
А вот собственно и сама платформа:
о.п. 18 км

ещё раз о.п.
Здание оказалось нежилым, да и в принципе народом тут не пахло, а только мы трое и тишина да пустота. Отсняв о.п. пошли в сторону Рыбного. Пройдя кривую увидели подстанцию с разобранными рельсами для подъезда к ней, видимо предполагалось, что здесь она на постоянной основе
подстанция
Меж тем, путь снова уходил в кривую, за которой был весьма симпатичным мост.
мост
Пока мы его фотографировали наш слух выловил среди тишины звук поезда из Узуново. Это было хорошим знаком, тем боле справа от моста располагался пригорок, с которого можно было снять красивый кадр. Собственно, на нём расположились и стали ждать. Время шло, а ничего не ехало, однако звук всё нарастал, и наконец из-за кривой с гулом, которому позавидовали бы самолётные турбины выехал 2ТЭ116, принадлежащий фирме Балт-Транс-Сервис, который и был снят:
БТСный фантомас
несмотря на не очень-то приветственные жесты лок. бригады. Обсудив кадры пошли далее, по неотличавшейся прямизной дороге, и за очередной кривой узрели о.п. 21 км.
21 км
и снова услышали гул поезда, правда со стороны Рыбного, который, в отличии от предыдущего не заставил нас себя ждать:
ВЛ11М-224
Пропустив поезд двинулись в путь. За кривой, откуда появился состав, начинался небольшой разъезд, а навстречу нам снова что-то ехало. Это был ВЛ10-1045:
ВЛ10-1045
Надо сказать, бригада вновь не выказала особой радости по поводу нашей фотосъёмки. Справа от разъезда начиналась грунтовая дорога, по которой мы и пошли. Здесь отвлекусь от повествования и отмечу, что согласно километражу это был разъезд 24 километра, на котором и предполагалось закончить нашу поездку, потому что часа через 2 ожидалась обратная электричка, на которой и собирались укатить, а сколько идти до соседнего о.п. было больший вопросом. Однако, ни платформы, ни намёка на оною здесь обнаружено не было, поэтому приняли решение всё же продолжить путешествие, благо секция в 15 с копейками была не последней, и в случае чего шанс уехать у нас был.
Но вернёмся снова на линию Узуново - Рыбное. Разъезд закончился, и снова началась однопутка.
перегон
Постепенно облака рассеялись, выглянуло солнце, а через некоторое время и очередной товарняк во главе с ВЛ10К
ВЛ10К-926
который и был запечатлён. А вот эта бригада была очень приветлива. Дойдя до моста поснимали окрестности
три дороги

дорога
И мы снова двинулись в путь
21 км - Жоково
Пройдя около километра сзади послышался шум, и мимо нас пронёсся сцеп из 3-х вл10, замыкал который ВЛ10К-309
ВЛы10К
Впереди показалась долгожданная платформа, до электрички на Москву Узуново оставался примерно час, что позволило далее не спешить, и спокойно сфотографировать ВЛ10УК-901, поехавший на Рыбное,
ВЛ10УК
А когда уже совсем дошли до платформы ВЛ10-384, проследовавший туда же резервом
Резак
Сама же платформа, с благозвучным названием Жопково, в отличии от ранее увиденных была рассчитана не на «выход из первых двух головных вагонов» а готова была принять полноценные 10-12 вагонки:
Жоково
В ожидании электрички коротали время за прослушиванием музыки, несомненным хитом среди которой стала песня «Вот и помер дед максим» у Шурика на телефоне, разговорами и фотосъёмкой. Напоследок в Узуново пронёсся ВЛ10К-807,
ВЛ10К-807
а спустя минут 10 приехала и электричка, на которой мы и покинули эту, всеми забытую линию. Несмотря на захолустье скоро в наш вагон вошёл билетный контроль в виде милой бабушки.
- Что это было – спросил Илья после её ухода
- Походу цивилизация добралась и до сюда – ответил я.
На этом первый этап, длиной примерно в 10 километров был закончен, а вот «освоение» этой линии наоборот, только начиналось
=================================================================
Продолжение
Часть третья, заключительная

Comments

( 9 комментариев — Оставить комментарий )
walkerattheroad
18 окт, 2010 14:56 (UTC)
Спасибо. Уже и не помню в честь чего выбрал такой ракурс.
x3mality
21 окт, 2010 07:02 (UTC)
ТЧ-47 «Раменское»
Оно вообще-то ТЧ-7, а обслуживается бригадами участка ТЧ-38 "Рыбное"
walkerattheroad
21 окт, 2010 15:54 (UTC)
Re: ТЧ-47 «Раменское»
Профиксим. Спасибо за поправочку.
mitugin
1 ноя, 2010 11:09 (UTC)
Полноценные платформы строили сразу, при строительстве линии. Например так появилась двухсторонняя платформа в Клемово и Верейкино, хотя путей под вторую сторону нет, а короткие платформы строили уже в 2000-х годах специально для дачников, причем не всегда в тех местах, где последним было удобно и привычно садиться :)
mitugin
1 ноя, 2010 17:55 (UTC)
просто я очень часть раньше ездил по этой ветке, примерно до Клемово и 12 км, интересно было наблюдать за развитием (ну или упадком) линии
victogan
1 ноя, 2010 11:49 (UTC)
Неплохая движуха для однопутки. Врядли там убытки от перевозок
walkerattheroad
1 ноя, 2010 13:27 (UTC)
Раз на раз не приходится - иногда за часа 4 может вообще ничего не поехать
( 9 комментариев — Оставить комментарий )