КузяУО/Шурик (walkerattheroad) wrote,
КузяУО/Шурик
walkerattheroad

Category:

1000 миль. Часть первая - Калмыкия железнодорожная.

Я в полусне в ожидании рейса
Может из дома, может домой,
За горизонтом сходятся рельсы,
Тысячи миль у меня за спиной.
                                 БИ2 - 100 миль


2009 год. Это было недавно, это было давно. Именно осенью того года, просматривая схемы железных дорог, входящих в состав РЖД я наткнулся на линию Астрахань - Кизляр на карте Приволжской железной дороги. Линия эта проходила по территории республики Калмыкия. Решив посмотреть, как выглядит эта линия, проходящая по степям, я заюзал поиск на сайте Parovoz.com, однако там фотографий оттуда не было. Именно с того момента я твёрдо решил - я буду там. Мало того - я буду там первый.
Помимо ЖД (ради которой и затевалась поездка) хотелось ещё глянуть на Элисту, совершив тем самым ответный "понаезд" к Свете, благо она была не против. Первоначальный план поездки был таков: Москва - Белое Озеро на поезде №86 Москва - Махачкала (самый ранний, идущий по этой линии), 25-ти километровый марш-бросок Белое Озеро - Улан-Холл (на это в моём распоряжении было 10 часов), за время которого предстояло, при благоприятных стечениях обстоятельств, снять 3 ПДСа - Тюмень - Баку, Астрахань - Грозный и Москва - Баку, а далее автобусом Лагань - Элиста в столицу республики. Итак, план утверждён, и я стал ждать лета-2010 чтобы его осуществить (а ехать надо было именно летом, ибо все ПДСы идут рано утром, а о размере грузового трафика я не имел представления, поэтому принял его нулевым). Наступил год 2010. Увы, планам не суждено было сбыться. Съездив на "юг" в виде Волгограда и Ростова-на-Дону поездка была отложена до лета-2011. Увы, но и в 2011 году нога моя в степи не ступила - снова не срослось. Куранты возвестили о начале 2012 года и реализация плана перешла в стадию "сейчас или никогда". Да, вот так категорично. Начались "консультации" со Светой - когда она будет в Элисте. Предварительно договорились на конец апреля - в пользу этого времени говорил тот факт, что в то время не так жарко, а цветущая степь это вообще красиво. Однако диплом...проблемы при его написании и поездку снова пришлось переносить на "после диплома". Новым временем Х были выбраны "Longest days" - 10-17 июля. У поездки в это время было несколько минусов - принимающую сторону не устраивали даты, отсутствие билетов в плацкарт, а также жара - до +50 на солнце (из-за чего первоначальный план был скорректирован, я уже не хотел идти 25 км под палящим солнцем, а просто отойти на несколько км от станции). Всё это, вкупе с отсутствием попутчиков и моей нерешительностью поставило очередной, 4й в сумме и второй в 12м году крест на поездке. Но сдаваться было нельзя, благо впереди был весь август. Были согласованы новые сроки - 14 августа. Тут уже подготовка проходила именно в настроении "сейчас или никогда". Я взял билеты на 86й (плацкартную боковушку у туалета), купил рюкзак дабы не носить литры воды, без большого количества которой просто нереально, в руках. А 10го числа случилось то, чего я ожидал менее всего - пришла смска от Ромы "Сань, а может с тобой в Элисту поехать. Ты как на это смотришь". Сказать, что я смотрю на это положительно - было бы ничего не сказать. Итак, на сей раз всё играло за меня - Светлану устраивали даты, Рома взял билет, став моим попутчиком. Оставалось только дождаться 14 августа.
14 августа. 1я платформа 1го пути. Казанский вокзал. До отправления поезда Москва - Махачкала оставалось 25 минут или около того. 9 часов назад я проснулся. 4 часа назад закончил сборы. 1,5 часа назад выехал из дома, и вот я здесь. Ромик уже ждал меня у вагона, а чуть позже подбежал провожающий нас Макс. Открыли по пиву. "Стукнулись" за удачную поездку и пошли в вагон - до отправления оставалось 5 минут, а в 21,10 мы начали путь в Калмыкию. До Рязани ехали "без фанатизма", поливаемые дождём из свинцово-серого неба. Однако, выйдя в Рязани, где на смену локомотива была заложена стоянка 23 минуты небо над нашими головами уже было безоблачное, что не могло нас не радовать. ЧС2К сменил во главе ЭП1М. Уж он-то "вжарил" - после тащившегося чеха мы просто "летели" по переменнотоковому полигону Рязанской земли. Время подбиралось к часу ночи, поэтому мы расстелились и легли спать. Пока мы спали ЭП1М сменился на ТЭП70БС по Мичуринску, поезд миновал Тамбов и одноимённую область, небольшой кусочек Пензенской и въехал в Саратовскую - на станцию Ртищево. Во главу поезда встал саратовский ЭП1 и мы продолжили путь. После Ртищево вагон начал окончательно просыпаться. Проснулись и мы. "Заточили" "бомжа" на завтрак. Погода в Саратовских краях снова не радовала - облачно, временами дождь. А вот места, особенно ближе к Саратову очень даже. Отметив для себя несколько интересных ракурсов для съёмки ПС я решил непременно заехать сюда, когда буду в Саратове. А пока что мы проездом (второй раз надо сказать) - стоянка 42 минуты. Ну конечно мы не стали сидеть в вагоне. Правда погода окончательно испортилась - пошёл дождь. В 4й раз поменяли локомотив - на сей раз на 2 ТЭП70 и снова взяли курс на Юг. Анисовка...Безымянная...Золотая степь...Наливная. "Планшеты, телефоны, айпады" - вещал очередной "карабейник". Сколько же их было - не счесть. Ходили от самого Ртищево с интервалом как в метро в "час пик". После Наливной решили прилечь поспать часа на 2-3, ибо препятствовать этому желанию было невмоготу. Проснувшись, нашему взору открылись совершенно другие пейзажи - заходящее солнце, на небе ни намёка на облачко, песчаные степи, в которых даже были замечены верблюды. Температура воздуха тоже подросла - стабильный тридцатник. Надо сказать, что в этих местах ЖД-линия идёт по границе Волгоградской области и Казахстана, периодически "ныряя" на территорию соседа.  5-ти минутная стоянка на станции Эльтон, 13-ти минутная на разъезде Полынный - пропускали какой-то ПДС - и вот мы уже едем транзитом по территории Казахстана. Несмотря на таможенный союз с ним граница между нами обозначена (в отличии от Белоруси). Даже погранцовский джип рассекает степь туда-сюда. Но какие здесь места. Это нечто. Постепенно начало темнеть, и уже в знатных сумерках мы подъехали к Верхнему Баскунчаку. На время 18-минутной стоянки снова покинули вагон. Пока гуляли приехал "чмухопоезд". Я думал пассажирский вагон просто перегоняют - состояние у него было херовое, ан нет - из него начали выходить пассажиры - пригород. Сколько же в Баскунчаке торговцев. Выбор был разнообразный - фрукты, мясо, рыба, пиво. Вот к последнему решили приобщиться. Взяв по 0,5 пошли в вагон. И тут услышали от проводницы - ребята пиво пить нельзя, пролемы с полицией будут. Удивло. Первый раз такое. Надо сказать что её опасения были напрасны - наряд хоть и прошёл но претензий не выказал. А в 33 минут первого ночи в полной темноте мы приехали в Астрахань. Станционный градусник показывал +31. К нам в вагон второй раз пошли врачи - не все выдерживают такую температуру. Главная цель за время стоянки в Астрахани была купить воды, потому что не факт, что в Улан-Холле в 4 утра работает магазин, да и не факт, что он там вообще есть. В поисках магазина вышли на привокзальную площадь, весьма солидную и интересную надо сказать. Не нашли магаза (кроме ларька), зато нашли Subway, в котором я даже решил немного похавать. После этого взяли в ларьке сперва 4 по 1,5 а потом ещё одну 2х литровую минералку. Запас "живительной влаги" сложили ко мне в рюкзак, который сразу солидно и неприятно потяжелел. Тронулись. До пункта назначения оставалось менее 3 часов. Решили прилечь на последок, да так и отрубились, проснувшись по будильнику в 3,30. За окном темень, в вагоне только дежурное освещение. Собрали рюкзаки, сложили бельё, отдав проводнице, и стали ждать прибытия. В 4 часа ночи поезд стал замедлять ход, мы вышли в тамбур, а через 5 минут поезд замер на станции Улан-Холл. Проводница открыла дверь вагона. Из темноты на меня смотрели 2 полицейских. "Ну пиздец -  промелькнуло в голове - не успел выйти уже приняли". Однако, стражи закона пропустив нас сели в поезд, что обрадовало. Ещё двоих высадившихся забрали на машине; машинисты, осмотрев тепловоз укатили дальше, а мы остались вдвоём в ночной степи на станции Улан-Холл
Улан-Холл
1. Станция Улан-Холл. Линия Астрахань - Кизляр, С-КАВ. 16 августа 2012 года.
Темнота. На перилах сидела сова, где-то в ночи раздавалась ругань местных. Щёлкнув станцию решили пойти в сторону Астрахани. По пути увидели ёжика прямо на платформе. Однако, в наши планы вмешалась стая собак, в количестве около 6. Развернувшись, пошли в сторону Кизляра по автодороге, идущей параллельно ЖД. Из темноты снова послышался лай, однако на сей раз собачки оказались не такими смелыми. Дорога выходила к переезду, с которого мы свернули и пошли уже по жд. Я включил фонарик на телефоне, чтобы хоть что-то видеть. Пока шли пропустили стадо коров, которых уже выгоняли пастись. На рельсах замаячили непонятные красные отсветы, которые при ближайшем подходе оказались подсветкой клавиш телефона какого-то мужика, сидевшего прямо на путях. Постепенно светало - время подходило к 5,30, а значит скро должен был поехать первый поезд - Астрахань - Махачкала. Решив, что достаточно отошли (примерно километра 2) решили сделать привал. Одежда была мокрой насквозь - несмотря на утро было около 30. Вот со стороны Улан-Холла послышалась бубнёжка, я нацепил "полтинник", открыл "дырку". Мимо меня проехал...грузовой, ведомый 2ТЭ116. Это обнадёживало - значит грузовой трафик тут таки есть. Кадр правда не вышел - слишком длинная выдержка. А спустя 20 минут ожидания поехал и ПДС под "пожарным" тапком
ТЭП70-0390
2. Тепловоз ТЭП70-0390 с поездом №652 Астрахань - Махачкала. Перегон Улан-Холл - разъезд №9. Линия Астрахань - Кизляр, С-КАВ.
Потихоньку светало
Рассвет
3. Рассвет в степи. 16 августа 2012 года.
Несмотря на облака, закрывающие горизонт мы надеялись на солнечный день. Сделав кадры пошли дальше - я углядел впереди в, примерно, километре нечто похожее на выемку. Спустя минут 15 мы уже созерцали "каноничный вид" на перегон
Перегон
4. Перегон Улан-Холл - разъезд №9. Линия Астрахань - Кизляр, С-КАВ. 16 августа 2012 года.
Постепенно солнце вышло из-за облаков, расцветив рассветными красками степь
Перегон на рассвете
5. Перегон Улан-Холл - разъезд №9. Линия Астрахань - Кизляр, С-КАВ. 16 августа 2012 года.

Перегон на рассвете
6. Перегон Улан-Холл - разъезд №9 Вид в сторону Улан-Холла. Линия Астрахань - Кизляр, С-КАВ. 16 августа 2012 года.

Перегон на рассвете
7. Перегон Улан-Холл - разъезд №9 Вид в сторону разъезда №9. Линия Астрахань - Кизляр, С-КАВ. 16 августа 2012 года.
До прохода второго ПДСа оставалось 35 минут, и воспользовавшись этим я немного поснимал пейзажи
Степь
8. Степь да степь кругом. 16 августа 2012 года.

Степь
9. Степь да степь кругом. 16 августа 2012 года.

Степь
10. Местная растительность. 16 августа 2012 года.
Однако, со стороны Улан-Холла снова послышалось гудение дизеля, а по времени для ПДСа было рановато. Заняв позицию на пригорке мы засняли...товарняк под очередным 2ТЭ116
2ТЭ116-397
11. Тепловоз 2ТЭ116-397 с грузовым поездом. Перегон Улан-Холл - разъезд №9. Линия Астрахань - Кизляр, С-КАВ. 16 августа 2012 года.
Однако, грузовой трафик здесь уже был отличен от нуля, и второй грузовой за 2 часа давал надежду что он не последний. От нефиг делать решили "гадать на чириках". Предметом был тепловоз. "Орёл" - красный, "решка" - как мы его прозвали астраханский. У нас с Ромой выпало две решки. И "чирик" не обманул:
ТЭП70-0299
12. Тепловоз ТЭП70-0299 с поездом №55 Москва - Баку. Перегон Улан-Холл - разъезд №9. Линия Астрахань - Кизляр, С-КАВ. 16 августа 2012 года.
Несмотря на "каноничность" места дабы не делать кучу одинаковых дублей пошли далее, остановившись на очередном пригорке с симпотичной засохшей "карягой", которая стала фоном к кадру с "грузовиком"
2ТЭ116-1330
13. Тепловоз 2ТЭ116-1330 с грузовым поездом. Перегон Улан-Холл - разъезд №9. Линия Астрахань - Кизляр, С-КАВ. 16 августа 2012 года.
Бригада всячески нас приветствовала. А вот уже другой представитель местной растительности на фоне "тучки".
Колючка
14. Степная растительность. 16 августа 2012 года.
Решили снова прибегнуть к помощи "чириков". На сей раз гадали на трафик. Монетки не обещали ничего втечение ближайшего часа, поэтому решили заточить взятых Ромой консервов, которые пошли "на ура". Пока кушали, со стороны Элисты послышался шум. Нето гром, нето самолёт. Но цикличная повторяемость убедила нас, что таки гром, и есть вероятность попасть под "калмыцкий дождь", который, по словам Светы сродни пиздцу. А через некоторое время мы увидели и источник грома
Тучка
15. Кажеться, дождь собирается. 16 августа 2012 года.
Радовало, правда направление ветра - дул он не на нас, а "по касательной". А пока снова кадры перегона
Перегон на рассвете
16. Перегон Улан-Холл - разъезд №9. Линия Астрахань - Кизляр, С-КАВ. 16 августа 2012 года.
Как сказал Ромик - "Хорошим знаком будет, если включат блокировку на Астрахань". И правда, хотелось бы. А глянув через какое-то время на светофоры я понял - хороший знак сбылся: включили блокировку с Кизляра. Мы стали ждать. И дождались:
2ТЭ116-1594
17. Тепловоз 2ТЭ116-1594 с грузовым поездом. Перегон разъезд №9 - Улан-Холл. Линия Астрахань - Кизляр, С-КАВ. 16 августа 2012 года.
и поближе
2ТЭ116-1594
18. Тепловоз 2ТЭ116-1594 с грузовым поездом. Перегон разъезд №9 - Улан-Холл. Линия Астрахань - Кизляр, С-КАВ. 16 августа 2012 года.
Но, к сожалению, это был единичный случай - блокировку снова включили в направлении из Астрахани. Подождав ещё минут 20 мы отправились в обратный путь. Время было чуть за 10, а солнце жарило будь здоров. Да, я сильно ошибся, сказав в 8 утра "Ну, жарче-то уже вредля будет". По пути обратно встретили мотоциклиста. Эх, транспортного средства нам и не хватало. По пути навстречу проехало ещё два грузовых поезда, из первого, несмотря на то, что мы не снимали нас снова приветствовала бригада. Дойдя до уже знакомого пригорка
Перегон
19. Перегон Улан-Холл - разъезд №9. Линия Астрахань - Кизляр, С-КАВ. 16 августа 2012 года.
заметили впереди прожектор. Его обладателем стала путейская дрезина, что с большой вероятностью ознаменовало начала окна, поэтому мы в твёрдой уверенности решили выходить в посёлок и искать на чём добраться до Элисты, где нас уже ждали. Надо сказать, что при свете дня посёлок уже не казался таким таинственно-мистическим, как ночью. Обычный пристанционный. На пятачке у магазина недалеко у переезда стояла машина.
 - А на чём до Элисты добраться? - спросил я у её владельца
 - На автобусе - ответил КЭП он
 - Ну это понятно, а где чё, почём.
 - Зайди в магазин, узнай у продавщицы.
Последовав этому совету я зашёл в магазин.
 - Скажите, а автобус до Элисты как ходит?
 - Ну, это не автобус, а "Газель", и скорее всего пойдёт она не раньше 4х и не факт, что вы в неё влезете - было мне ответом.
А сейчас время было 12.
 - Хотите, я вам такси вызову - сказала тётенька.
 - А цена вопроса?
 - 450 с человека. У него кондиционер зато есть.
 - Сейчас мы посоветуемся - сказал я и вышёл к ждущему снаружи Роме.
Вкратце обрисовав ему ситуацию решили, что из 3х вариантов (автостоп, газель, машина) выберем машину. Вернувшись в магазин я сказал что мы согласны. Она позвонила. Из разговора стало понятно, что в качестве "такси" выступал её брат. Семейный бизнес так сказать. Поговорив с ним мы обменялись телефонами, он сказал, что позвонит, когда найдёт ещё двух человек. Договорились забрать нас от магазина. Потянулись часы ожидания. Чтобы заняться хоть чем-то смарели на проезжающие машины в поисках вариантов, который повезёт нас. Позвонил таксист, сказал будет через полчаса. Ну, примерно так оно и вышло - рядом с магазином тормознула белая тонированная "приора"
 - Вам в Элисту?
 - Нам
Загрузились, сели. Я по привычке потянулся к ремню
 - Да можно не пристёгиваться
 - А как же там ДПС и всё такое
 - А у нас ездят по-дагестански...как хотят так и ездят.
Ну ладно, раз можно, значит не будем. Забрали ещё двоих - пару с детьми и выехав на Р263 взяли курс на Элисту. Несмотря на то, что мы сразу дали "по газам" и стрелка спидометра почти всегда держалась на 140 ехать было отлично. Прямая дорога, проложенная в степи просматривалась далеко вперёд. А впереди - Элиста.


Часть вторая
Tags: journey, ЖД, Калмыкия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments